Бейнусов Дмитрий Сергеевич
дерматоонколог, кандидат медицинских наук
СПб - ул. Асафьева 7к.1 +7 (812) 967-21-14
Курсы повышения квалификации для врачей. Выдается диплом государственного образца.

Ультрафиолет и стекло – какая нужна защита?

31.01.2018

Избыточное воздействие ультрафиолета на кожу человека является общепризнанным фактором риска развития меланомы. Даже ссылок приводить не буду. Этот тезис верен для всех источников УФ: как естественного (солнце), так и искусственного происхождения (солярий).

Недавно, в комментариях к статье о защите от УФ, мне задали вопрос: может пропускать стекло ультрафиолет и повышает ли эта ситуация риск развития меланомы? В статье я подробно разберу этот достаточно актуальный вопрос. Мы поговорим о стеклах в автомобилях, стеклах, применяющихся при строительстве зданий, а также о тонировочной пленке и солнечных очках.

При использовании многослойного стекла воздействие ультрафиолета практически исключено

Из чего состоит ультрафиолет и какие эффекты он оказывает на организм?

Естественный солнечный свет, который до нас доходит, состоит из УФА (96 %) и УФБ (4 %) лучей. [1] Повреждающие действия на кожу оказывают оба типа.

Острые, возникающие сразу эффекты на коже от УФ-излучения – покраснение, пигментные пятна. Хронические, отложенные эффекты – снижение иммунитета, фотостарение кожи, повышение риска развития опухолей (меланома, базалиома, плоскоклеточный рак, актинический кератоз). [2]

Ультрафиолет также оказывает нежелательное воздействие на глаза. Острый эффект – кератоконъюнктивит. Хронические эффекты – климатическая капельная кератопатия, формирование птеригия, пингвукулы или катаракты. Не буду давать ссылок и приводить страшных картинок, просто поверьте мне на слово – все эти заболевания очень неприятные.

Стекло в машине пропускает солнечный свет

Многие в наше время проводят достаточно большое время в помещении или в машине. Воздействие солнечного света через стекло автомобиля – еще один потенциальный источник УФ, который необходимо учитывать.

В одном австралийском исследовании [3] авторы отметили более частое развитие актинического кератоза и злокачественного лентиго на правой стороне тела (в Австралии – левостороннее движение). Другое исследование из США [4] (правостороннее движение) указывает на небольшое увеличение количества меланом, базалиом и плоскоклеточного рака на левой стороне тела, в сравнении с правой – 52 против 47 %. Нельзя сказать, что эти данные устрашающие, однако вопрос явно требует детального изучения.

В следующей части статьи рассмотрим прохождение УФ-лучей через оконное стекло, стекло в автомобиле, тонировочные пленки и солнечные очки.

Типы автомобильных стекол и их пропускающие способности

Основные виды стекол, которые встречаются в России, и их маркировка:

  • Сталинит (англ. tempered, temper или (T), рус. – закаленное, маркируется [З]): однослойное, используется для производства задних и дверных стекол, а также люков. В случае повреждения разбивается на мелкие осколки без острых граней. От УФБ-лучей защищает на 100 %, от УФА-лучей – на 21 %. [5]
  • Триплекс (англ. laminated, lamisafe, рус. – ламинированное, маркируется [WL]): состоит из двух или трех слоев стекла, склеенных между собой с помощью полимерной пленки – это повышает прочность стекла при ударе. Чаще устанавливается в качестве лобового. При повреждении не разбивается на осколки, т. к. они остаются на пленке. УФА-лучи блокирует на 98 %, УФБ-лучи – на 100 %. [5]
  • Многослойные стекла – относятся к ламинированным, однако имеют больше слоев. Применяются в автомобилях представительского класса или в бронированных моделях. Блокируют оба типа лучей на 100 %.

В США в сентябре 2017 года принят закон, обязывающий производителей устанавливать ламинированные стекла в задние и боковые двери автомобилей.

В моей машине, как выяснилось, все именно так – лобовое ламинированное, боковые – закаленные.

Типы автомобильных стекол по толщине и цвету

Стекла разной толщины по-разному пропускают ультрафиолет, но эта разница крайне незначительна в сравнении с другими факторами. [6]

Цвет тонировки имеет более важное значение, чем его толщина. Согласно данным исследования, [6] стекла с зеленой тонировкой не пропускают ультрафиолет. Наименьшими задерживающими способностями обладают стекла с голубой тонировкой – они задерживают всего 44 % УФА-лучей.

В зависимости от цвета тонировки стекол проникающая способность УФ-излучения меняется

Типы стекол, используемые в зданиях

Все типы стекол могут быть использованы как в зданиях, так и в автомобилях.

Наиболее хорошо (почти на 100 %) защищает ламинированное или многослойное стекло. [6].

Увы, найти на стеклопакете у себя дома какую-то маркировку мне не удалось, впрочем, как и на сайте производителя :(

Тонировочные пленки для автомобилей

Существует несколько исследований по изучению влияния тонировочных пленок на различные виды стекла [5], [6]. Все исследователи сходятся во мнении, что закаленное стекло, в которое добавлена тонировочная пленка – сталинит в отечественной терминологии – блокирует почти 100 % УФ-лучей обоих видов. Напомню также, что ламинированное (чаще лобовое) стекло в подобных пленках не нуждается из-за исходного высокого уровня защиты.

Солнечные очки и их способность пропускать ультрафиолет

Мне удалось найти несколько стандартов, которые регулируют требования к способности солнечных очков пропускать ультрафиолет. Наиболее суровые из них – австралийско-новозеландский AS/NZS 1067:2003 и европейский EN 1836:2005.

Соответствие европейскому стандарту обозначается на очках как CЄ (Conformite Europeenne) + цифра от 0 до 4 (см. ниже).

Австралийско-новозеландский и европейский стандарты

Согласно таблице выделяют 5 типов линз в зависимости от светопропускающей способности. 0 – почти не защищает от вредного воздействия ультрафиолета, 4 – дает максимальную защиту.

Существует американский стандарт ANSI Z80.3, в котором максимальная защита обозначается 400UV или UV100 %.

Существуют исследования, в которых выделены основные требования к солнечным очкам:

  • Очки должны сидеть максимально близко к глазам. Смещение даже на 6 мм значительно увеличивает количество ультрафиолета, попадающего в глаза. [8]
  • Вертикальный размер линз – не менее 28 мм для взрослых и 24 мм для детей. [8]
  • Оптимальная форма линз выпуклая или с боковыми щитками. [9]
  • Темный цвет линз должен сочетаться с хорошей УФ-защитой. Если очки задерживают видимую часть спектра, но плохо защищают от ультрафиолета – это может усилить повреждение глаз за счет расширения зрачка. Другими словами, более темный цвет линз не всегда означает хорошую защиту от ультрафиолета. [10]
Для эффективной защиты глаз от ультрафиолета необходимо выбирать качественные солнцезащитные очки

Резюме, или Коротко о главном

Стандартная эффективная защита кожи от ультрафиолета заключается в следующем:

1. находиться в тени с 10 до 16;

2. носить одежду с маркировкой UPF, защищающую от УФ;

3. носить шляпу с широкими полями и солнечные очки;

4. своевременно наносить солнцезащитный крем с широким спектром защиты: УФА (UVA) и УФБ (UVB) лучей, SPF-50 и более.

С учетом материала, разобранного в статье, есть дополнения к этим пунктам:

1) если длительное пребывание в машине на солнце неизбежно, нужно нанести тонировочную пленку на закаленные (сталинит) боковые и задние стекла;

2) лобовое стекло автомобиля для оптимальной защиты от УФ должно быть ламинированным (триплекс) или защищенным тонировочной пленкой.

Требования к солнцезащитным очкам:

  • маркировка CЄ 2, 3, 4, 400UV или UV100 %;
  • линзы выпуклой формы должны максимально прилегать к глазам или иметь боковые щитки;
  • темный цвет линз должен сочетаться с хорошей УФ-защитой.

Список литературы:

1) Diffey BL. What is light? Photodermatol Photoimmunol Photomed, 2002; 18: 68–74.

2) Kullavanijaya P., Lim HW. Photoprotection. J Am Acad Dermatol, 2005; 52: 937–958.

3) Foley PA., Marks R., Dorevitch AP. Lentigo maligna is more common on the driver's side. Arch Dermatol, 1993; 129: 1211–1212.

4) Butler ST., Fosko SW. Increased prevalence of left-sided skin cancers. J Am Acad Dermatol, 2010; 63: 1006–1010.

5) Bernstein EF., Schwartz M., Viehmeyer R., Arocena MS., Sambuco CP., Ksenzenko SM. Measurement of protection afforded by ultraviolet-absorbing window film using an in vitro model of photodamage.

6) Duarte I., Rotter A., Malvestiti A., Silva M. The role of glass as a barrier against the transmission of ultraviolet radiation: an experimental study. Photodermatol Photoimmunol Photomed 2009; 25: 181–184.

7) Hampton PJ., Farr PM., Diffey BL., Lloyd JJ. Implication for photosensitive patients of ultraviolet A exposure in vehicles. Br. J Dermatol, 2004; 151: 873–876.

8) Rosenthal FS., Bakalian AE., Lou CQ., Taylor HR. The effect of sunglasses on ocular exposure to ultraviolet radiation. Am J Public Health, 1988; 78: 72–74.

9) Sakamoto Y., Kojima M., Sasaki K. [Effectiveness of eyeglasses for protection against ultraviolet rays]. Nihon Ganka Gakkai Zasshi, 1999; 103: 379–385.

10) Almutawa F., Vandal R., Wang SQ., Lim HW. Current status of photoprotection by window glass, automobile glass, window films, and sunglasses.

Онлайн консультация дерматолога.

Другие статьи:

Полезная статья? Сделайте репост в Вашей социальной сети!

Оставьте комментарий или задайте вопрос


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение