Избыточное воздействие ультрафиолета на кожу человека является общепризнанным фактором риска развития меланомы. Даже ссылок приводить не буду. Этот тезис верен для всех источников УФ: как естественного (солнце), так и искусственного происхождения (солярий).
Недавно, в комментариях к статье о защите от УФ, мне задали вопрос: может пропускать стекло ультрафиолет и повышает ли эта ситуация риск развития меланомы? В статье я подробно разберу этот достаточно актуальный вопрос. Мы поговорим о стеклах в автомобилях, стеклах, применяющихся при строительстве зданий, а также о тонировочной пленке и солнечных очках.
Естественный солнечный свет, который до нас доходит, состоит из УФА (96 %) и УФБ (4 %) лучей. [1] Повреждающие действия на кожу оказывают оба типа.
Острые, возникающие сразу эффекты на коже от УФ-излучения – покраснение, пигментные пятна. Хронические, отложенные эффекты – снижение иммунитета, фотостарение кожи, повышение риска развития опухолей (меланома, базалиома, плоскоклеточный рак, актинический кератоз). [2]
Ультрафиолет также оказывает нежелательное воздействие на глаза. Острый эффект – кератоконъюнктивит. Хронические эффекты – климатическая капельная кератопатия, формирование птеригия, пингвукулы или катаракты. Не буду давать ссылок и приводить страшных картинок, просто поверьте мне на слово – все эти заболевания очень неприятные.
Многие в наше время проводят достаточно большое время в помещении или в машине. Воздействие солнечного света через стекло автомобиля – еще один потенциальный источник УФ, который необходимо учитывать.
В одном австралийском исследовании [3] авторы отметили более частое развитие актинического кератоза и злокачественного лентиго на правой стороне тела (в Австралии – левостороннее движение). Другое исследование из США [4] (правостороннее движение) указывает на небольшое увеличение количества меланом, базалиом и плоскоклеточного рака на левой стороне тела, в сравнении с правой – 52 против 47 %. Нельзя сказать, что эти данные устрашающие, однако вопрос явно требует детального изучения.
В следующей части статьи рассмотрим прохождение УФ-лучей через оконное стекло, стекло в автомобиле, тонировочные пленки и солнечные очки.
В США в сентябре 2017 года принят закон, обязывающий производителей устанавливать ламинированные стекла в задние и боковые двери автомобилей.
В моей машине, как выяснилось, все именно так – лобовое ламинированное, боковые – закаленные.
Стекла разной толщины по-разному пропускают ультрафиолет, но эта разница крайне незначительна в сравнении с другими факторами. [6]
Цвет тонировки имеет более важное значение, чем его толщина. Согласно данным исследования, [6] стекла с зеленой тонировкой не пропускают ультрафиолет. Наименьшими задерживающими способностями обладают стекла с голубой тонировкой – они задерживают всего 44 % УФА-лучей.
Все типы стекол могут быть использованы как в зданиях, так и в автомобилях.
Наиболее хорошо (почти на 100 %) защищает ламинированное или многослойное стекло. [6].
Увы, найти на стеклопакете у себя дома какую-то маркировку мне не удалось, впрочем, как и на сайте производителя :(
Существует несколько исследований по изучению влияния тонировочных пленок на различные виды стекла [5], [6]. Все исследователи сходятся во мнении, что закаленное стекло, в которое добавлена тонировочная пленка – сталинит в отечественной терминологии – блокирует почти 100 % УФ-лучей обоих видов. Напомню также, что ламинированное (чаще лобовое) стекло в подобных пленках не нуждается из-за исходного высокого уровня защиты.
Мне удалось найти несколько стандартов, которые регулируют требования к способности солнечных очков пропускать ультрафиолет. Наиболее суровые из них – австралийско-новозеландский AS/NZS 1067:2003 и европейский EN 1836:2005.
Соответствие европейскому стандарту обозначается на очках как CЄ (Conformite Europeenne) + цифра от 0 до 4 (см. ниже).
Согласно таблице выделяют 5 типов линз в зависимости от светопропускающей способности. 0 – почти не защищает от вредного воздействия ультрафиолета, 4 – дает максимальную защиту.
Существует американский стандарт ANSI Z80.3, в котором максимальная защита обозначается 400UV или UV100 %.
Существуют исследования, в которых выделены основные требования к солнечным очкам:
Стандартная эффективная защита кожи от ультрафиолета заключается в следующем:
1. находиться в тени с 10 до 16;
2. носить одежду с маркировкой UPF, защищающую от УФ;
3. носить шляпу с широкими полями и солнечные очки;
4. своевременно наносить солнцезащитный крем с широким спектром защиты: УФА (UVA) и УФБ (UVB) лучей, SPF-50 и более.
С учетом материала, разобранного в статье, есть дополнения к этим пунктам:
1) если длительное пребывание в машине на солнце неизбежно, нужно нанести тонировочную пленку на закаленные (сталинит) боковые и задние стекла;
2) лобовое стекло автомобиля для оптимальной защиты от УФ должно быть ламинированным (триплекс) или защищенным тонировочной пленкой.
Требования к солнцезащитным очкам:
Список литературы:
1) Diffey BL. What is light? Photodermatol Photoimmunol Photomed, 2002; 18: 68–74.
2) Kullavanijaya P., Lim HW. Photoprotection. J Am Acad Dermatol, 2005; 52: 937–958.
3) Foley PA., Marks R., Dorevitch AP. Lentigo maligna is more common on the driver's side. Arch Dermatol, 1993; 129: 1211–1212.
4) Butler ST., Fosko SW. Increased prevalence of left-sided skin cancers. J Am Acad Dermatol, 2010; 63: 1006–1010.
5) Bernstein EF., Schwartz M., Viehmeyer R., Arocena MS., Sambuco CP., Ksenzenko SM. Measurement of protection afforded by ultraviolet-absorbing window film using an in vitro model of photodamage.
6) Duarte I., Rotter A., Malvestiti A., Silva M. The role of glass as a barrier against the transmission of ultraviolet radiation: an experimental study. Photodermatol Photoimmunol Photomed 2009; 25: 181–184.
7) Hampton PJ., Farr PM., Diffey BL., Lloyd JJ. Implication for photosensitive patients of ultraviolet A exposure in vehicles. Br. J Dermatol, 2004; 151: 873–876.
8) Rosenthal FS., Bakalian AE., Lou CQ., Taylor HR. The effect of sunglasses on ocular exposure to ultraviolet radiation. Am J Public Health, 1988; 78: 72–74.
9) Sakamoto Y., Kojima M., Sasaki K. [Effectiveness of eyeglasses for protection against ultraviolet rays]. Nihon Ganka Gakkai Zasshi, 1999; 103: 379–385.
10) Almutawa F., Vandal R., Wang SQ., Lim HW. Current status of photoprotection by window glass, automobile glass, window films, and sunglasses.
2024© Бейнусов
+7 (812) 967-21-14, E-mail: info@beinusov.ru